11:54 В Белгородской области готовятся к итоговому собеседованию по русскому языку | |
13 февраля, в единый для всей страны день, учащиеся 9-х классов впервые пройдут итоговое собеседование по русскому языку. Испытание в устной форме станет допуском к сдаче основного государственного экзамена по русскому языку. Девятиклассникам предстоит справиться с четырьмя заданиями – выразительным чтением, пересказом, монологом на одну из предложенных тем, диалогом – и набрать минимум 10 баллов из 19 возможных, чтобы быть допущенным к ОГЭ. Новая форма аттестации школьников предусматривает большую подготовку не только со стороны самих учащихся. На протяжении последнего года в области велась большая работа на всех уровнях – региональном, муниципальном и на уровне образовательных организаций. О роли Белгородского института развития образования в подготовке к проведению итогового собеседования рассказала проректор по развитию регионального образования БелИРО Е.Н. Мясищева. – В июне прошлого года был запущен проект «Повышение функциональной речевой грамотности педагогов Белгородской области» («Учитель-эксперт», «Учитель-собеседник»)», который предполагал обучение педагогов модели и процедуре проведения устной части экзамена по русскому языку в 9-м классе. В рамках проекта проведены курсы повышения квалификации, направленные на усовершенствование функциональной речевой грамотности учителей-собеседников и учителей-экспертов. Также состоялись обучающие семинары, на которых педагогам разъясненные проблемные точки, связанные с организацией собеседования и проверкой устных ответов обучающихся. Всего в мероприятиях, организованных в рамках данного проекта во втором полугодии 2018 года, приняли участие 400 педагогов. В течение 2019 года также запланировано проведение курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, тренингов, встреч с родительской общественностью по вопросам итогового собеседования по русскому языку, – рассказала Елена Николаевна. Как известно, в ноябре прошлого года школьники уже прошли пробное собеседование. Сложности, выявленные по итогам процедуры экзамена, были учтены при планировании работы института. Об этом рассказала старший методист кафедры историко-филологического образования О.В. Дудинских. – После апробации собеседования возникла необходимость внести изменения в программы повышения квалификации педагогов. Также в рамках работы кафедры провели вебинары и семинары, посвященные данной теме. Институт планирует и дальше активно заниматься вопросами подготовки и проведения итогового собеседования, – пояснила Ольга Владимировна. При организации устной части экзамена по русскому языку большая ответственность ложится и на образовательную организацию, ведь учащиеся будут проходить собеседование в своих школах (в сельской местности возможно объединение пунктов сдачи экзамена). Какие организационные вопросы необходимо решить в школе и на что обратить внимание – обо всём этом рассказала заместитель директора гимназии № 2 Белгорода Л.И. Бочарова. – Во-первых, проводилась работа с родителями по разъяснению важности и необходимости устной части экзамена по русскому языку. В связи с распространением информационных технологий общение всё больше переходит в Интернет, письменная искаженная форма общения в разных социальных сетях не дает в полной мере развить навыки коммуникации и научиться точно и ярко излагать свои мысли. А ведь очень важно для ребёнка реализовать себя как коммуникативную личность: это и умение слушать, и умение понять другого человека, и умение вступать в общение, не бояться этого мира, не бояться высказывать свое мнение. Именно поэтому введение итогового собеседования – это потребность нашего времени, – отметила Лилия Ивановна. Конечно, самая большая работа проводится со школьниками. Это и подготовка к испытаниям, и организационные вопросы, и моральная поддержка. Говоря о гимназии №2, Лилия Ивановна подчеркнула, что подготовка ведётся в системе: на уроках дети постоянно читают вслух, пересказывают, а формы публичных выступлений давно стали традиционными на занятиях. Кроме того, с учащимися в рамках подготовки к итоговому собеседованию проводились собрания как до, так и после апробации собеседования, где разъяснялись цели собеседования и пути подготовки. Однако перед образовательной организацией стоит задача не только развивать навыки детей, но и подготовить организаторов-собеседников, которые проводят процедуру экзамена. В его роли может выступить любой работник школы, имеющий высшее образование и обладающий высокими коммуникативными навыками. Еще одним важным моментом является подготовка аудиторий для экзамена. – Аудитория, в которой проводится собеседование, должна соответствовать определённым техническим требованиям. Прежде всего, в ней должно быть оборудование для аудиозаписи. Во время испытания ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, поэтому организатор-собеседник должен быть расположен к коммуникации, быть доброжелательным и участливым. Выпускники, сдавшие собеседование, уже не имеют права пересекаться с детьми, ожидающими своей очереди. В пункте подготовлена аудитория, где дети будут ожидать своей очереди на итоговое собеседование. Там предусмотрена возможность пользоваться художественной, научной литературой и периодической печатью. Таким образом, школьники смогут пополнить запас своих знаний и расширить кругозор, а также будет создан спокойный эмоциональный фон, – разъяснила Лилия Ивановна. – После сдачи экзамена учащиеся продолжат обучение. Для них организованы уроки в межклассных коллективах. Оценивать качество ответов девятиклассников будут эксперты-экзаменаторы. Что должен знать эксперт и какова его роль на экзамене – на эти вопросы ответила учитель русского языка и литературы гимназии № 2 Белгорода, член регионального учебно-методического объединения Т.А. Потеряхина, которая будет оценивать ответы школьников на итоговом собеседовании. – Эксперты-экзаменаторы – это представители других школ, поэтому конфликт интересов при оценивании устных ответов исключается. Эксперт не должен вмешиваться в ход экзамена, вносить свои коррективы или выражать эмоциональную оценку ответа школьника. Предполагается, что его рабочее место находится вне поля зрения ребёнка. Эксперт-экзаменатор оценивает ответ ученика по критериям, которые предусмотрены для каждого из четырёх заданий. Таким образом, его роль заключается в том, чтобы максимально объективно оценить ответ, не провоцируя дискомфорт для школьника, – подчеркнула Татьяна Анатольевна. Пробный экзамен показал, что школьники испытывают ряд трудностей, касающихся орфоэпии и грамматики, несоблюдения количества микротем в пересказе, минимального количества фраз в монологе, понимания вопроса в диалоге. Конечно, педагоги провели работу над ошибками со своими учениками, но важно не забывать и о моральной подготовке к экзамену. Татьяна Анатольевна, будучи не только экспертом-экзаменатором, но и педагогом, чьи ученики в этом году пройдут итоговое собеседование, поделилась рекомендациями, как поддержать школьников. – Ребёнок должен поверить, что он справится. Ведь вся эта работа проводится на уроках в системе. Кроме того, например, наша гимназия работала над проектом формирования спонтанной речи школьников. К ученикам 9-х классов подходили репортёры с вопросами на свободную тему, а учащиеся, отвечая, старались правильно сформулировать собственную точку зрения. Таким образом, девятиклассники не должны волноваться, потому что, участвуя в диалоге, учились держаться перед аудио- и видеосредствами. Многое зависит и от родителей: на собраниях было рекомендовано проигрывать процедуру экзамена с детьми дома. Также проводились пробные собеседования в школах. Одним словом, дети многократно находились в ситуации, максимально приближенной к экзамену, не считая регионального пробного собеседования. На мой взгляд, всё это должно вселить уверенность и стать основой для хороших результатов на итоговом собеседовании, – подвела итог Татьяна Анатольевна. | |
|
Всего комментариев: 0 | |