Главная » 2023 » Май » 31 » Ресурсный класс для учащихся с расстройством аутистического спектра как специальная образовательная модель
14:36
Ресурсный класс для учащихся с расстройством аутистического спектра как специальная образовательная модель

Ресурсный класс для учащихся с расстройством аутистического спектра как специальная образовательная модель

Согласно статистике, расстройства аутистического спектра на сегодняшний день являются наиболее распространенным нарушением развития. Этот диагноз по всему миру имеют 1-2 % детей. Аутизм по-разному проявляется у каждого человека, но наиболее общие его характеристики – это выраженные трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, специфическая обработка сенсорной информации, повторяющееся поведение. Так как аутизм, прежде всего, связан с коммуникативной и социальной сферами, становится очевидным, что ребенка с таким диагнозом нельзя лишать возможность общения и взаимодействия с другими детьми, переводя, например, на домашнее обучение. И именно ресурсные классы становятся той моделью, которая наиболее благоприятна для ребенка с диагнозом «расстройство аутистического спектра».

Дети с аутизмом могут успешно учиться в обычной школе и чувствовать себя комфортно, если взрослые позаботились о создании специальных образовательных условий для этих детей. В специальные образовательные условия входят не только тьютор и ресурсный класс как отдельное помещение в школе, а в первую очередь внедрение специальных технологий и методов обучения.

В ресурсных классах МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП», МБОУ «Гора-Подольская СОШ» и МБОУ «Добросельская ООШ»  созданы условия, учитывающие образовательные и личностные потребности детей: обеспечение сенсорного комфорта, дозирование учебной и эмоциональной нагрузки, упорядоченность пространственно-временной среды. В классах имеются отдельные зоны: для групповых и индивидуальных занятий, для игры и отдыха. Используются различные алгоритмы и памятки, социальные истории, визуальная поддержка.

Расписание занятий составляется индивидуально для каждого учащегося в соответствии с его адаптированной образовательной программой и включает индивидуальные и групповые занятия в ресурсном классе, уроки в регулярном классе, а также внеурочные и коррекционно-развивающие занятия (с логопедом, психологом, дефектологом).

Ресурсный класс предполагает, что основное обучение ребенка происходит в общеобразовательном классе, а в ресурсном ребенок отрабатывает отдельные темы и навыки. При данной форме обучения ученик проводит в общеобразовательном классе более 50% от общего школьного времени. В зависимости от потребностей ребенка, он может находиться в ресурсном классе, как небольшую часть времени после занятий в общеобразовательном классе, восполняя свои дефициты, так и большую часть учебного времени, посещая свой общеобразовательный класс по индивидуальному плану. Занятия в ресурсном классе могут проходить один на один с тьютором или в небольших группах. Групповые занятия направлены прежде всего на формирование общеучебных навыков: смотреть на доску, поднимать руку, выполнять инструкции, отвечать на вопросы и др.

Эмоциональное развитие детей с РАС, особенности произвольного внимания, специфика речевых трудностей и другие особенности создают необходимость четкого понимания их особых потребностей. Эти потребности можно описать в следующих тезисах:

• необходимость плавного введения в ситуацию обучения в классе;

• обеспечение сенсорного комфорта;

• дозирование учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;

• упорядоченность пространственно-временной структуры образовательной среды, в которой находится ребенок;

• учет специфики усвоения информации;

• индивидуальный подход к оценке достижений ребенка.

Важнейшее условие адаптации ребенка с аутизмом к школе и его комфортного пребывания в регулярном классе – это конструктивное взаимодействие всех педагогов и специалистов, работающих с таким учеником. В дружном и толерантном классе комфортно не только особому ребенку, но и всем детям, а значит, процессы обучения и развития идут более результативно.

Просмотров: 174 | Добавил: AnnaS | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar