Главная » 2017 » Сентябрь » 26 » Работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни, формирования негативного отношения к употреблению наркотических веществ
11:59
Работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни, формирования негативного отношения к употреблению наркотических веществ

Проблема незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ уже не одно столетие является мировой проблемой. По мнению специалистов в области медицины и социологии потребление наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в Российской Федерации представляет реальную угрозу национальной безопасности, т.к. основными потребителями являются подростки и молодежь (основная масса потребителей наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ это лица в возрасте 14-29 лет). Особую тревогу вызывает прогрессирующее снижение возраста начала приобщения к наркотическим средствам, психотропным и сильнодействующим веществам.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года  одним из основных направлений антинаркотической деятельности определяет «сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы». 

Управление образования администрации Грайворонского района,  как один из субъектов профилактики, на основании нормативно-правовых актов, активно участвует в организации работы с несовершеннолетним в части профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма,  в пределах своей компетенции, обеспечивает организацию деятельности, направленную на оптимизацию досуга, отдыха и занятости несовершеннолетних.

Особая роль в данном направлении отведена общеобразовательным учреждениям района, которые в тесном взаимодействии с другими службами профилактики, во главу своей деятельности ставят профилактическую работу с учащимися, вовлечение подростков в досуговую и спортивную деятельность.

Главная задача - сформировать у обучающихся четкие установки на ведение здорового образа жизни; посредством активного вовлечения его в профилактические мероприятия, доказать, что в современном обществе модным и престижным является здоровый, успешный человек, с конкретными жизненными целями и приоритетами, способный собственными силами добиться высоких результатов, в том или ином виде деятельности, на благо себе и государству. 

В своей работе общеобразовательные учреждения используют различные подходы к профилактике наркомании:

  • Информационный подход основан на распространении информации о наркотиках. Знания об употреблении психоактивных веществ и их последствия являются эффективным толчком для формирования здорового поведения и отказа от наркотиков.

  • Педагогический подход объясняет риск формирования девиантного поведения вредными привычками, педагогической запущенностью, воспитанием в социально не благополучных семьях.

  • Правоохранительный подход в качестве основных признаков рассматривает определенные формы поведения (самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы). Профилактика наркомании в рамках этого подхода направлена, прежде всего, на микросоциум - семью, подростковые компании, школьные коллективы.

  • Личностно ориентированный подход ориентирован на формирования у ребенка внутриличностных мотив;

  • Духовно-ориентированный подход ставит целью профилактики - сформировать у подростка нравственное поведение, систему ценностей, из которой наркотик был бы исключен.

  • Досуговый (альтернативного) поход развивает такие социальные программы, в которых подростки могут реализовать собственные потребности в острых ощущениях, стремление к риску, повышенную поведенческую активность.

  • Формирование здорового образа жизни подразумевает формирование здоровой личности, проявляющий здоровый жизненный стиль, влияющий не только на собственное благополучие, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации.

Профилактические мероприятия, осуществляющиеся в общеобразовательных учреждениях района, реализуются в соответствии с вышеуказанными  подходами.

Все профилактические мероприятия проходят по разработанным и утвержденным календарным планам общеобразовательных учреждений. Проводятся классные часы, просмотры презентаций, тренинги, посвящённые здоровому образу жизни. Выпускаются  газеты. Проводится взаимодействие со специалистами органов профилактики, с медицинскими учреждениями. Обучающиеся принимают участие в видеолекториях, проводимых Центром семьи. Все проведенные мероприятия имеют профилактическую направленность и являются необходимыми для психологического оздоровления детей. Каждый участник образовательного процесса получает для себя ценную информацию, пользу, позитивное настроение, а так же данные мероприятия способствовали формированию активного негативного отношения старшеклассников к табакокурению, алкоголизму и наркомании, раскрыли негативные последствия употребления никотина, алкоголя и наркотиков.

На постоянной основе проводится индивидуальная работа с детьми «группы риска», пропускающими занятия, проводятся индивидуальные, профилактические беседы, тесты, анкетирование. Педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители проводят различные тренинговые занятия с целью: расширение знаний о себе и других людях, развитие рефлексивных навыков, уверенности в себе, развитие критического мышления. В результате учащиеся повышают свою психологическую культуру, позитивное самоотношение, приобретают способность к рефлексии и самопониманию, учатся отстаивать свое мнение и аргументировать его.

В 2017-2018 учебном году в первом полугодии продолжается работа по привлечению обучающихся в творческие объединения разных направленностей, активно привлекаются учащиеся, состоящие на различных видах учета, к посещению кружков и продолжается профилактическая работу с неблагополучными семьями, своевременно выявляется, и оказывается помощь семьям, находящимся в социально-опасном положении. Для эффективной индивидуальной работы с детьми «группы риска» составлены планы индивидуальной работы и составлены графики бесед с психологом и социальным педагогом, а так же план посещения учащихся на дому.  Налажены тесные контакты с Центром семьи, ПДН, КДН и ЗП, отделом опеки и попечительства, сотрудниками ЦРБ. Представители данных учреждений проводят профилактические беседы, которые имеют положительные отклики у детей.

Современная концепция первичного раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков образовательными учреждениями района осуществляется путем решения следующих основных задач:

а) формирование у обучающихся негативного отношения к потреблению наркотиков, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ, повышения уровня осведомленности о негативных последствиях потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации;

б) организация профилактической работы в общеобразовательных учреждениях;

в) создание условий для вовлечения учащихся в антинаркотическую деятельность, формирование, стимулирование развития и поддержка деятельности волонтерского антинаркотического движения, занимающихся профилактикой наркомании;

г) формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики;

д) формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста, их родителей.

Осуществляется комплексный подход к организации работы по профилактике употребления психоактивных веществ (далее – «ПАВ»), используя социальную активность самих детей.

Реализация профилактических мероприятий по противодействию распространения наркомании и пропаганде здорового образа жизни осуществляется по следующим направлениям:

1. Организация информационно-исследовательских и методических мероприятий по проблемам употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения и пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде посредством следующих форм и методов:

  • проведение социологических исследований (анкетирование, опрос, интервью);

  • проведение научно-методических мероприятий (семинары, «круглые столы», конференции и т.п.);

  • разработка, адаптация и апробация методических материалов;

  • формирование информационных баз данных.

2. Формирование активного общественного мнения посредством следующих форм и методов:

  • организация работы со средствами массовой информации (печатные издания, TV, радио, интернет);

  • организация социальной рекламы (массовые мероприятия, издание печатной продукции, использование творчества подростков и т.п.);

  • проведение разъяснительной работы среди населения по данному вопросу (выступления, лекции, организация дискуссий, размещение информационных материалов);

  • привлечение к участию в профилактических мероприятиях «значимых людей» (молодежные кумиры и «звезды», спортсмены, лидеры, педагоги, тренеры, и т.п.).

3. Организация профилактической помощи подросткам и молодёжи по проблеме употребления ПАВ посредством следующих форм и методов:

  • представление услуг социальной помощи и поддержки в разрешении личных, семейных проблем и неблагополучий (индивидуальные и групповые формы консультирования и обучения, тренинги);

  • проведение с подростками (в том числе «группы риска») занятий по формированию антинаркотических взглядов и убеждений, навыков противостояния наркотическому давлению, отказа от первой пробы и «наркоэкспериментирования», осознания преимуществ здорового образа жизни (обучение, диагностика, игра, тренинг);

  • выявление возможностей и содействие включению подростков «группы риска» в творческие, спортивные, оздоровительные и иные программы и мероприятия общеобразовательных организаций.

Начальник управления образования          С.Бережная

Просмотров: 30 | Добавил: AnnaS | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar